+7 (495) 783-44-60
Заказать звонок

Блог

Лицензия Атомнадзора, или почему первую в мире атомную подлодку изобрели русские

23.01.2015
Лицензия Атомнадзора, или почему первую в мире атомную подлодку изобрели русские

Атомная промышленность – чуть ли не первая в России активно развивающая отрасль, где большие ставки сделаны не только на объемы производства, но и на научную составляющую. Лицензия Атомнадзора – единственный эффективный инструмент контроля отрасли и осуществления надзора за всеми ее подопечными. Эффективность этого механизма неоднократно доказана за долгие годы использования. А сама схема неоднократно совершенствовалась. К чему это мы? Да к тому, что на фоне этих доводов очень удивляет тот факт, что первую в мире атомную подводную лодку придумали и пустили на воду США.

Здравая аналитика и способность конструктивно мыслить доказали, что причины усомниться в принадлежности разработки первой атомной подлодки все же есть.

Лицензия Атомнадзора, как и первая атомная подлодка, спущенная на воду американцами, возникла в результате гонки вооружений в условиях холодной войны между СССР и США. И если сегодня получение атомной лицензии перешло в разряд обыденных дел, то еще полвека назад об этой возможности можно было только мечтать.

Спущенная на воду в 1954 году подлодка Nautilus уже через 8 месяцев была взята на вооружение и отправлена на испытание в открытый океан. Так же, как и имя, сама разработка субмарины принадлежала не американцам. Но если Жюль Верн дал название первому подводному атомоходу, то придумал его Хайман Риковер – уроженец бывшей Российской Империи-эмигрант.
Отец подводного флота (именно так называют Риковера), несомненно, совершил настоящий прорыв. Однако реальные характеристики Nautilus были далеки от изначально поставленных целей. Слишком большой вес, созданный за счет сооружения биологической защиты из свинца и стали, не позволил разместить на борту судна достаточное количество вооружения. Из запланированных боекомплектов подлодка разместила на своем борту всего лишь 6 торпедных аппаратов на 24 торпеды.

Другим весомым недочетом был жуткий шум, который подлодка производила даже на небольшой скорости. Волны от движения субмарины, вызывали вибрацию ее корпуса и конструкций внутри. При совпадении вибраций волн и вибраций корпуса подлодка могла развалиться на части. Кроме того, шум, издаваемый лодкой, делал бесполезным сонар, а команде приходилось общаться криками. Да и вибрация, ставшая причиной этого самого шума, не позволяла управлять торпедами.

Несмотря на столько многочисленные изъяны, Nautilus стал первым в мире судном, достигшим Северного полюса своим ходом.

Зная о том, каких высот достигли ученые в производстве современных подводных лодок на атомном ходу, нетрудно предположить, что в ближайшем будущем, именно благодаря атомным разработкам и открытиям, человечество сделает доступнее не только морские, но и космические глубины. По крайней мере, у Росатома есть все предпосылки для этого. Взять хотя бы лицензии Атомнадзора, которые контролируют атомную промышленность и обеспечивают безопасность населению и экологии. Без этого проверенного долгими годами эксплуатации надзорного механизма отечественная атомная энергетика не смогла бы совершить тех многочисленных открытий и достижений, которые имеет на сегодняшний день.