+7 (495) 783-44-60
Заказать звонок

26.04.2011

94-ФЗ не вписался в федеральную контрактную систему

Вопрос о необходимости изменения правил размещения госзаказа встал особенно остро в связи с двумя факторами. Во-первых, это введенные в 94-ФЗ поправки об электронных аукционах, которые свели критерии выбора поставщика услуг и товаров исключительно к цене и срокам исполнения, во-вторых, это экономический кризис, который привел к росту доли государственного заказа практически во всех отраслях и повышению конкурентной борьбы в этой сфере. Многоголосая критика 94-ФЗ была услышана руководством страны. По поручению премьера и президента в апреле ГД РФ были стремительно приняты поправки в закон о госзакупках, которые вводят новый порядок формирования начальной цены контракта с участием независимых экспертов, требования о предварительной квалификации к участникам, а также появление новой формы связанных (офсетных) контрактов. Принятые поправки, по мнению председателя Комитета ГД по строительству и земельным отношениям М.Шаккума несколько снизят остроту проблемы коррупции в сфере госзакупок. Однако, дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере необходимо, и к сентябрю разрабатывается новый законопроект, фактически отменяющий и заменяющий 94-ФЗ. В своем выступлении председатель Комитета ГД по строительству М. Шаккум заявил, что новое законодательство в сфере госзакупок должно быть ориентировано на эффективность расходования бюджетных средств и получение качественного конечного результата по оптимальной цене. «Наша задача – закупить наилучший товар у лучшего поставщика. Экономию бюджетных средств в ущерб качеству и срокам поставки или выполнения работ нельзя рассматривать в качестве положительного эффекта»,- отметил М.Шаккум в своем докладе. На принятие ФЗ "О Федеральной контрактной системе (ФКС)" профессиональное сообщество возлагает большие надежды. Большая часть сообщества относится к переходу на ФКС, как к уже принятому решению. Однако, по видению законопроекта имеются серьезные разногласия в верхних эшелонах власти, что наглядно продемонстрировали слушания в Парламенте. Наиболее острые дискуссии вызывает введение разнообразия форм закупок и возможность выбора заказчиком наиболее эффективной, с его точки зрения процедуры размещения госзаказа. Сегодня государственный заказ может быть размещен исключительно на электронном аукционе, апологетом которого остается Федеральная антимонопольная служба. При этом, по сообщению начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС М. Евраева, только в 2010 году в ведомство поступило 28 тысяч заявлений на нарушения и половина из них признаны обоснованными. Участники торгов знают, что в число «необоснованных», попадают, например, жалобы на снижение цены контракта со стороны поставщиков до нуля рублей, т.к. существующий закон это позволяет. Основные аргументы ФАС в пользу электронных торгов – это достигнутая экономия бюджетных средств, и высокая конкурентность процедуры, но у непосредственных участников госзаказа есть на этот счет серьезные возражения. Например, в сфере строительства, которое составляет 23% госзаказа распространена практика повышения цены контракта в процессе исполнения заказа от стоимости, зафиксированной на аукционе, а «нереальные» цены приводят к срыву сроков исполнения договоров и повышению расходов на эксплуатацию в долгосрочной перспективе. Генеральный директор ОАО «ДСК «АВТОБАН» А. Андреев подчеркнул в своем выступлении, что электронный аукцион не средство отбора на строительном рынке. По его мнению, такой вид торгов разрушает стройкомплекс по всей стране. Даже те спикеры, которые в целом поддерживают процедуру электронных аукционов, отмечают многочисленные недостатки в их организации. По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства РФ Е. Дитриха большое число нарушений в работе электронных площадок при проведении аукционов является отдельной проблемой. Многочисленные «технические» сбои в непрерывности торгов ставят под сомнение действительность конкуренции. Член генсовета «Деловой России» С.В. Габестро также заявил, что у организации есть серьезные вопросы к ФАС по организации работы электронных площадок. В частности неясно, почему не было конкурсного отбора и в результате были выбраны операторы без практического опыта организации электронных аукционов, что привело к многочисленным техническим сбоям в работе электронных площадок. Кроме того, представитель «Деловой России» отметил, что многочисленные и перманентные изменения в закон о госзакупках привели к тому, что ФАС стал монополистом на знание 94-ФЗ и «монопольно продаёт эти знания» на многочисленных семинарах и конференциях. По результатам исследования аукционов по электронно-торговым площадкам (ЭТП), о которых доложила директор Института управления закупками и продажами НИУ ВШЭ И.В. Кузнецова, электронные площадки в действительности не дают ощутимого эффекта экономии средств бюджета, потому что основная часть контрактов идёт по начальной цене. Анализ Комитата по строительству и земельным отношениям результатов электронных аукционов с середины 2009 и 2010год показал, что среднее снижение начальной цены по контрактам в сфере строительства составлял 3,9%, что ниже аналогичного показателя по конкурсным процедурам. Представитель ФАС заявил, что представленная ВШЭ статистика по электронным торгам «некорректна». «Мы не можем согласится с заменой электронных торгов на конкурентные переговоры»,- сообщил М.Евраев. Актуальную позицию Комитета по строительству и земельным отношениям ГД РФозвучил М.Шакуум. «Мы считаем, что закупочная деятельность и размещение заказов – это одна из важнейших государственных функций. По тому, насколько государство справляется с этими задачами, можно будет судить об эффективности его работы в целом»,- сказал он.

Источник: sroportal.ru